Социальная адаптация
детей-сирот, детей-инвалидов
Сохранение кровной семьи, помощь в
устройстве детей в замещающие семьи

+7(8412) 78-12-24, 21-82-84
blagovest-penza@mail.ru vk.com/club_blagovest_penza

Гостевой режим

Начиная с февраля 2011г. дети из Детского дома №3 периодически проводят выходные и праздники в семьях.

Зачем это нужно детям? Полезно ли для них, привыкших к жизни в детском доме, перемещение в иную среду? Лучше на эти вопросы отвечают те, кто сам приглашает воспитанников в гости.

«Взять в семью ребенка гораздо сложнее, чем привезти подарки в детдом. На мой взгляд, время Рождества как никакое другое время в году раскрывает семейные традиции, вовлекая в эту предпраздничную суету наших ребят. Мы брали двоих братьев из дет. дома, они участвовали в подкладывания подарков от Деда Мороза под елку для наших малышей. Когда же подарки были обнаружены, оказалась, что Мороз не забыл и про сирот и оставил для них тоже кое-что (муж потихоньку спрятал две ветровки для братьев).
Потом была праздничная служба в церкви, салют и, конечно же, Рождественский стол. Кстати, надо добавить, что перед праздником ребята готовили салаты, украшали елку и весь день Сочельника, до первой звезды, пили только чай с сухарями, хотя я не раз предлагала поесть, но в ответ получала: мы будем как вы. А еще мои ребята – лучшие няньки: они замечательно научились управляться с моими тремя детьми, особенную любовь проявляют к самому маленькому, порутологодовалому сыну (если учесть, что мальчикам 14 и 15 лет)»
– говорит координатор и постоянный участник проекта Мария Львова-Белова.

«Однако, – добавила Мария, – жизнь во время гостевого режима не должна стать для ребенка праздником. Все, что у вас было запланировано на этот день — поход в гости, в магазин или приход гостей к вам, — во всем воспитанник должен принимать участие. Ребенок должен понимать, что он не обуза, что ему доверяют, что он – равноправный участник событий семьи. Семья общается с ребенком, объясняет, что хочет с ним дружить, стать для него поддержкой, советником, другом. Если его устраивают такие условия, ребенок участвует в проекте».

Своими впечатлениями поделилась Наталья, которая впервые приняла участие в данном проекте:

«Узнав о существовании этого проекта «гостевой режим» мы с мужем не долго размышляли «брать или не брать», а что мы теряем, если возьмем?! Ничего! К нам же приходят гости, так почему не пригласить ребенка?
И все же в ожидании прихода ребенка были вещи, которые меня пугали. Я представляла себе: а вдруг он спросит: «А вы меня усыновите? Почему?», – и что я тогда отвечу? как смогу объяснить? Эти вопросы так и оставались без вразумительного ответа. Настал день когда ребенок пришел. И он спросил: «Наташ, а вы меня усыновите?». Я ответила: «Нет. Мы будем тебе друзьями, ты будешь приезжать к нам в гости, а когда вырастешь и у тебя будет своя семья, мы будем приезжать к тебе». К моему удивлению это было так легко сказать! Это уже не казалось страшным, наверное потому, что дружба – это тоже много! И он обрадовался!!! С этого момента я окончательно поняла, что все не зря!
Мы вместе собирали пазлы, готовили ужин. Дима сказал, что умеет печь блины, а вот я не умела, и он меня научил. На следующий день ездили в зоопарк. Диме больше всего понравилось, как громко рычит лев, а по дороге домой он говорил, что у него из головы не выходит, как много при нем написала львица.
Хочу обратиться к тем, кто пока сомневается приглашать ребенка в гости: в гостевом режиме нет ничего страшного! Для детей из детского дома это очень ценно, а вы в лице ребенка найдете для себя друга!»

 Своими рассуждениями, зачем это нужно детям, поделилась еще одна участница проекта Елена Ромашина:

«Гости – это радость для ребёнка, повышение своей ценности в собственных глазах, а от самооценки зависит очень многое в судьбе человека. Я уверена, что пользы гораздо больше, чем вреда. Гостевой режим помогает ребёнку выйти за рамки, созданные системой воспитательного учреждения, прочувствовать как функционирует семья: понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу.
Да, конечно, будут и переживания, но вместе с ними – и мысли о будущем, которое строить и планировать в стенах интернатного учреждения они не научатся. Пребывание в семье позволяет воспитаннику социализироваться. Наставничество людей, взявших ребёнка в гости, даёт возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях, но и во время его нахождения в учреждении и в будущей жизни, т.к. обычно между ребенком и наставником возникает переписка, телефонные контакты; таким образом, у ребенка появляется «родственник» и друг, что делает ребенка не столь одиноким. Часто наставники помогают детям с лечением, выбором одежды, профессиональной ориентацией, дают полезные советы, как поступать в тех или иных ситуациях, рассказывают о своём личном жизненном опыте».

О гостевом рассказывает София Львова-Белова:

“Я беру двоих мальчишек 14 и 11 лет. Динамика прослеживалась на протяжении всего года, но на этот раз я заметила резкие перемены в их поведении. После того как я забрала их из детского дома мы пошли гулять, мальчики отказались от кино и пиццерии, им хотелось просто погулять и пообщаться…было здорово, мы рассказывали друг другу истории, напечатали общие фотографии сделанные раннее, придумывали меню на вечер, ребята вырывали у меня тяжелые сумки, дома старались максимально помочь. Но самое главное с какой преданностью и любовь они смотрели на моих домочадцев…на ночь я рассказывала им сказки…после чего они задумались над смыслом…уезжать не хотелось как всегда…но и мне в этот раз было тяжело как никогда расставаться, потому что все прошло очень душевно, хочется знать что им тоже это нужно, и на этот раз я увидела это очень явно…не стоит бояться”

Однозначно гостевой режим приносит свои плюсы в развитие и мироощущение ребят. И обязательно будет продолжать свою работу. Ведь не обязательно ребёнка усыновлять, главное – подарить ему ощущение семьи.

Хочется в очередной раз подчеркнуть, что самая главная проблема для детей-сирот – это их неподготовленность к самостоятельной жизни. Те навыки, которые автоматически прививает семья, социальное учреждение дать не может никак.

Наша задача – показать обычную жизнь семьи, а главное – максимально включить в нее ребенка. Как и в приемной семье, адаптация детей в гостевом режиме тоже проходит непросто, и не каждая семья готова справляться с этими сложностями. Дети меняются, раскрываются, постепенно становясь родными. Сейчас их приход уже не я вляется чем-то пугающим, а приносит настоящую радость от общения с ребенком и от надежды на то, что в дальнейшей жизни твоему воспитаннику будет проще. А это дорогого стоит.

Так давайте же не бояться впустить в свою жизнь ребенка – это самое ценное, что можно сделать для него!